Плоды искусственно созданной очереди
30 января 2006 года
Проверка деятельности НИЦТ ВТО была начата республиканским минздравом в апреле 2005 года, вскоре к проверке подключился ОБЭП. К этому времени министерство было засыпано жалобами от больных, страдающих заболеваниями суставов и нуждающихся в эндопротезировании. Очередь в НИЦТ ВТО на операции по эндопротезированию не двигалась годами.
Проверка была в самом разгаре, когда 30 мая в центр пришел новый директор - Равиль Хабибьянов, и вскоре кресла замов также заняли новые люди. Хабибьянов утверждает, что со сменой команды ситуация в корне изменилась:
- Очередь на эндопротезирование была создана искусственно, иногда по распоряжению Хайдара Зайнулловича операции вообще прекращались, хотя эндопротезы в НИЦТ были. Сейчас такого понятия, как очередь, не существует. У нас есть список зарегистрированных больных. Согласно ему в 2005 году было прооперировано 120 человек: 40 операций было оплачено из средств обязательного медицинского страхования, остальные обеспечены протезами за счет бюджета. Нынче планируется прооперировать вдвое больше. Всего в списке - около трех тысяч человек, но многим из них уже не до эндопротезирования: это тяжелые, лежачие больные, имеющие целый букет заболеваний. А реально больной, попавший в список, ожидает сейчас операции месяц-полтора, причем если это, скажем, пожилой человек с переломом шейки бедра, то мы сразу кладем его на операцию при наличии показаний. В целом же ситуация складывается так: один больной может ждать дольше, если подходящих ему протезов нет, другого прооперируем быстрее, если протез для него есть.
О том, какие увесистые плоды приносила искусственно созданная очередь на эндопротезирование, можно судить по материалам проверки ОБЭП. В них говорится о двух эпизодах, которые имели место в 2003 году. Два пациента обратились в поликлиническое отделение НИЦТ ВТО с коксартрозом - заболеванием крупных суставов таза и ног. Заведующая поликлиникой внесла их в список очередников на операцию. В течение двух лет они эту операцию ждали, периодически интересуясь, как продвигается очередь. В январе 2005-го больные пошли на прием к Гафарову и, как они утверждают, узнали от него, что за операцию придется заплатить: одному - 70 тысяч рублей, другому - 60 тысяч. Согласно материалам проверки, требуемые суммы директору передали родственники пациентов. И вскоре им обоим поставили эндопротезы, причем, если верить справке из НИЦТ, совершенно бесплатно: протезы были приобретены за счет средств республиканского бюджета, лечение в стационаре оплачено из средств ОМС.
Проверяющие из ОБЭП заподозрили Гафарова не только во взяточничестве, но и в другом нарушении закона: лицензии на проведение платных операций в тот период у НИЦТ не было...
Материалы из ОБЭПа переданы в следственное управление при УВД Казани. По словам следователя Валиевой, в настоящее время уголовное дело возбуждено лишь по одному из двух описанных выше эпизодов - по второму проверка не завершена.
Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"